Стилизация растений и цветов

Цель сегодняшнего занятия: Изучить методы стилизации и применить знания на практике, выполнив два упражнения.

Стилизация


Принципы стилизации:
а)превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б)обобщение формы с изменением абриса, в)обобщение формы в ее границах, г)обобщение и усложнение формы, добавление деталей , отсутствующих в натуре.

Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.

В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты.Например ,цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап «фотографирования»).

Далее переход от зарисовки к условной форме.Это второй этап — перевоплощения, трансформации, стилизации мотива. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так

Обобщение формы живописными средствами: а)реалистическое изображение, б)декоративное изображение,в)абстрактное изображение

Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.

Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.

Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца
для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще своей связью с пространственной средой. Чтобы не путать декоративную стилизацию с общей , необходимо четко определить понятие декоративность.

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.

Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Упражнение №1.

Стилизация простого растения (лист, дерево) на формате А4 4-5 разными способами, используя черную ручку.

Этапы выполнения задания:

  • Компоновка в листе (определить расположение каждой зарисовки)
  • Набросок карандашом (для последующей корректировки)
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и обводка ручкой (учитывая толщину линий и штриховку)

Стилизация объекта

Использование стилизованных природных образов имеет широкое распространение не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в других областях, например, в разработке фирменного стиля. При создании логотипа используются запоминающиеся стилизованные образы природных форм.

Художники выполняют стилизацию рисунка традиционно – «от руки».
Дизайнеры используют различные компьютерные редакторы, преобразующие изображения с помощью инструментов трансформации, которые позволяют делать любой масштаб, вращать, зеркально отражать и искажать рисунок.

Читайте также:  Педилантус польза или вред для дома

В дизайне и декоративноприкладном искусстве под стилизацией принято понимать процесс декоративного обобщения изображения на основе изменения формы, графической проработки, модификации цвета и объема.

В зависимости от степени изменения первоначальной формы стилизация подразделяется на три вида:

– внешняя поверхностная стилизация предполагает незначительные изменения и упрощения готового образца;

– декоративная стилизация подразумевает упрощение или трансформацию формы с сознательным отказом от несущественных элементов объекта изображения и его подробной деталировки;

– абстрактная стилизация (беспредметная) направлена на замену реалистических деталей объекта изображения воображаемыми элементами .

Для проработки объекта стилизации необходимо его изучить и выявить характерные особенности. Процесс стилизации должен осуществляться не только на основе внешне воспринимаемого признака, но и по внутреннему свойству, который может даже не наблюдаться визуально. Основной целью стилизации считается достижение выразительности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.

Первый прием стилизации – упрощение цветовых отношений. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета, упрощение тональных и цветовых отношений и др.

Следующий прием стилизации – это ритмическая организация целого, которая подразумевает приведение формы или конструкции изображаемого предмета к определенной геометрической, орнаментальной или пластической конфигурации. В символических изображениях линии и пятна могут переходить в более сложные комбинации [1].

При стилизации природных форм используются различные средства художественной выразительности такие как: пятно , линия , трансформация геометризацией и заполнение формы орнаментом

Использование одного и того же образа позволяет художнику прибегать к различным приемам и средствам стилизации, прорабатывая множество различных образов, тем самым позволяя воплощать свой творческий потенциал.

Что такое стилизация растений? Вы когда-нибудь слышали это словосочетание? Человек, который никак не связан с искусством, скорее всего, даст отрицательный ответ. А ведь это так интересно. Стилизация – это творческая переработка художником реалистичной модели или прототипа. Благодаря этому направлению искусства сегодня мы имеем такое разнообразие орнаментов, украшений и принтов на ткани. Эта статья посвящена стилизации растений и всему, что с ней связано.

Определение

Стилизация растений – это изображение, на котором творение природы выглядит не реалистично, а примитивно условно. Но, несмотря на это, рисунок сохраняет самые характерные черты своего природного прототипа. Можно сказать, что стилизация – это узор, в основу которого закладываются форма и цвет реально существующих растений.

Искусством стилизации наши предки овладели раньше, чем реалистичным рисованием. Ведь изображать предметы условно намного проще, чем делать фотографическую копию. Раньше стилизованный орнамент играл не только декоративную роль, но еще и был оберегом от различных напастей как со стороны соседей, так и со стороны потустороннего мира. Люди украшали стилизованными цветами одежду, предметы быта и свое жилище. Времена меняются. Большинство современных людей уже не верят в злых духов, но традиция декорирования окружающих предметов прижилась.

Стилизованные растения в творчестве художника

Зачем сегодня рисовать примитивные формы, если уже давно человек научился делать реалистичные изображения? Каждый вид творчества уникален. Но чтобы перейти к сложному, сначала нужно освоить простое. Стилизацией растений занимаются дети, которые учатся в художественной школе. Зачем? Чтобы понять форму. Ведь чтобы что-нибудь нарисовать, недостаточно просто посмотреть на предмет, нужно понять, из чего он состоит и как одна его часть крепится к другой. Именно это и показывает ребенок в стилизованном виде. Когда этот этап пройден, можно переходить к освоению реалистичного изображения.

Но стилизацией растений занимаются не только дети, а еще и взрослые. Например, художники декоративно-прикладного искусства, иллюстраторы и декораторы. Например, стилизация растений в графике нужна для украшения книг и других печатных изданий. Художники ДПИ изображают орнамент на своих изделиях. А почему бы им не создать реалистичное изображение? Рисунок маслом на ручке дивана будет смотреться хуже, чем декоративная ветка винограда.

Стилизация растений в искусстве краснодеревщиков

Растительный орнамент в керамике

Люди всегда уделяли внимание не только тому, что они едят, но и из чего. Именно поэтому на керамических заводах и фабриках работали художники. Они создавали затейливые орнаменты, а вдохновение им дарила сама природа.

Орнаменты в текстильной промышленности

Стилизация в творениях дизайнеров одежды

Художники по костюму часто используют мотивы растений для украшения вечерних платьев. Цветы могут распускаться на подолах, корсетах и рукавах. Причем техники создания стилизованных растений разнообразны. Это может быть вышивка, ткачество или же рисунок. Нередко для украшения одежды используется стилизация растений в круге. Орнамент в этом случае чаще всего наносится или на подол изделия, или же располагается в композиционном центре.

Сегодня стало модно украшать одежду перфорацией. Читатель уже, наверное, смог догадаться, какой мотив чаще всего вырезает лазер. Растительный узор может украсить не только одежду, но и аксессуары, и даже обувь.

Читайте также:  Перлит или вермикулит что лучше для растений

Растительный орнамент в творчестве ювелиров

Сегодня в моде объемные колье. И именно здесь ювелир может продемонстрировать весь свой творческий потенциал. В таких украшениях встречается как рапортный орнамент, так и разрозненные элементы, явно рожденные путем стилизации растений. Цветы, деревья, листья и даже ягоды становятся вдохновением для художника.

Как стилизованные растения используют любительницы хенд-мейда

С каждым годом все больше людей начинает заниматься прикладным творчеством. Вышивка, изготовление украшений, декупаж и роспись стекла – во всех этих видах ДПИ используется стилизация растений. Зачастую люди, которые только начинают свой творческий путь, не создают схемы и эскизы для работы самостоятельно, они делают копии с чужих работ. Стилизация растений в цвете является самой востребованной темой. Причем зачастую оттенок реального прототипа и его упрощенного изображения может отличаться. Но если творец хочет сделать аналогию более прозрачной, он использует реалистичные цвета. Например, в витраже часто не совсем понятно, какой цветок хотел изобразить художник. Но по наличию у него большого количества лепестков, красного соцветия и зеленой ножки с шипами любой человек может догадаться, что это роза. Такой же принцип работает и в вязании. Женщина, изготавливая своими руками свитер, может воссоздать грозди винограда. Окружающим будет понятно, что изображено на изделии, так как основные характерные черты будут присутствовать в узоре.

Вышивка и растительный орнамент

Наши предки издревле украшали одежду. Они придавали знакам символическое значение. Стилизации растений и животных уделялось много времени. Люди считали, что вышитый на одежде рисунок, который имел сакральный смысл, сможет уберечь от любых несчастий. А что же чаще всего изображали наши предки? Солнце, воду, животных и растения. Из природного мира люди почитали образы березы, как дерева, которое приносит удачу, дуба – как царя леса, лавра – как символ победы и т. д. Естественно, в каждой стране были свои фавориты. Люди отдавали почести тем цветам и растениям, которые помогали им выжить. Это утверждение верно для пшеницы, ягод рябины, малины и земляники. Но встречались и растения, перед которыми люди преклонялись за их красоту. Сюда можно отнести розу, лотос и хризантему.

Сегодня традиция запечатлевать стилизованные цветы в вышивке все еще существует. Люди украшают такими рисунками как стены, так и одежду. Но потаенный смысл сегодня в творчество не вкладывается. Люди ценят стилизацию за ту красоту, которую она придает изделию.

Растительный орнамент в архитектуре

Растительные рисунки в искусстве интерьера

А где еще в комнате можно найти стилизованные узоры? Например, на обоях. Так же как и дизайнеры одежды, интерьерщики отдают предпочтение рисунку, на котором изображены крупные листья. Стилизованные растения могут выступать как отдельными элементами, так и вплетаться в орнамент.

Молдинги также не обходит стороной мода на орнамент. Причудливые растения раскидывают свои алебастровые листья по стенам, а иногда украшают и потолок.

Витражи, которые украшают как окна, так и двери, зачастую имеют все тот же растительный сюжет, который состоит из стилизованных цветов, листьев, веток и ягод.

Тема: «Фантастические цветы»

Цель: Выполнить стилизацию цветка. Познакомить воспитанников со стилизацией, приемами работы над изображением, средствами стилизации и способами их применения.

1.Обучать: основным средствам и способам стилизации, стилизации растительных объектов.

2. Развивать: художественно-образное мышление, фантазию и воображение через выполнение открытых творческих задач.

3. Воспитывать: усидчивость, аккуратность, интерес декоративно-прикладному искусству.

Тип урока: – изучение нового материала

Оборудование: -наглядный материал: работы выполненные средствами стилизации, примеры стилизации.

Материалы: черные гелиевая ручка, маркер, тушь. По желанию в дополнении использование гуаши (лаконичных цветов)

Организационный момент: Встреча детей, общение.

– Здравствуйте, ребята. Проходите, готовьте нужные материалы и рассаживайтесь.

Тема нашего занятия «Фантастические цветы». Сегодня на мы с вами узнаем, что такое ‘Стилизация’. Познакомимся со средствами и приемами стилизации. И попробуем сами создать свой фантастический цветок.

Может быть кто-нибудь уже раньше слышал о стилизации?

Стилизация это упрощение или усложнение какого-либо предмета или изображения. Упрощенность – главная черта стилизованного объекта . Чтобы стилизировать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета. Ими могут служить объем предмета, линии и формы . (Обратить внимание на наглядности)

Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета . Здесь нам опять не обойтись без воображение, которое само "дорисовывает" наш предмет. Полем наших действий является лист и . Можно ограничиться и быстрым, условным обозначением предмета, как бы намёком на него. Незаконченность и простота при этом служат одними из главных средств выразительности.

А где мы с вами можем встретить стилизованные объекты?

Стилизация используется в логотипах, (К примеру логотип нарисованной коровы на пакете с молок) плакатах, орнаментах (на одежде и тканях), портретах, пейзажах, натюрмортах, (Обратить внимание на наглядности)- здесь задействована стилизация , как главное средство выражения идеи автора.

Читайте также:  Фикс прайс горшки для цветов

Давайте поподробнее рассмотрим средства стилизации.

Пятно – это одно из основных изобразительных средств, наряду с линией , точкой , штрихом . Изобразительное пятно характеризуется качествами силуэта , тона , фактуры .

Точка – это элементарное изобразительное средство , теоретически не имеет размеров, но в изобразительном искусстве используется в качестве пятна малого размера. Штрих – это изобразительное средство графического искусства . Совокупность линий различной толщины, направления и плотности. В отличие от точки, линии или сплошной заливки пятном, с помощью штриха можно моделировать объемную форму , передавать пространственные , тональные и светотеневые отношения . Штрих может быть прямым, наклонным, перекрестным, он имеет собственную направленность и экспрессию . Линия – это одно из основных изобразительных средств . В геометрическом смысле линия одномерна и представляет собой след от движущейся точки .

Силуэт – это разновидность графической техники в искусстве портрета. Техника используется для чётко профильного изображения человека.

Пятно – это изобразительно средство графики, состоящее из множества точек находящихся очень близко друг к другу и создающих общую массу.

Контур – это линия, очерчивающая предмет или его детали, средство художественной выразительности.
Давай рассмотрим приемы стилизации, каждый подробно на наглядностях.

1) реалистичная рисунок.

2) Превращение реалистичных изогнутых округлых плавных форм в резкие более прямые и острые. (Обрубовка)
3) Представление реалистичных форм в формы геометрические. (Геометризация форм)
4) Замена основной формы предмета на геометрические. (Замена главного)
5) Работа с штрихом, или точкой. (Трассировка формы)

6) Силуэт – разновидность графической техники в искусстве портрета. Техника используется для чётко профильного изображения человека.

7) Декор – совокупность элементов, составляющих внешнее оформление, украшение объекта, формы и так далее.

Рис.1 – реалистичная зарисовка Рис. 2 – обрубовка Рис. 3 – геометризация форм

Рис. 4 – замена главного Рис. 5 – трассировка (штрих) Рис. 6 – трассировка (точка)

Рис. 7 – силуэт (белое на черном) Рис. 8 – силуэт (черное на белом)

Рис. 9 – декор (внутренний) Рис. 10 – декор (фона)

Хорошо. Как я уже говорила, еще одна цель нашего занятия: Стилизация цветка или растения. Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же цветок можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывая новые его стороны. Нужно научиться видеть в природе образы, необходимо присматриваться и вглядываться в них. А стилизация дополнит эти образы- в ней вы можете фантазировать и импровизировать.

Каждое растение, каждый цветок уникальны и обладают своими особенностями. Подмечая эти особенности, их нужно использовать в стилизации.

Какие особенности данного растения можно использовать при его стилизации?

(общую форму, форму лепестков, строение, пластику стебля и т.д.)

По каким признакам вы узнали, какое растение взято за основу данной стилизации?

(по общей форме, форме лепестков, строению, сочетанию цветов и т.п.

г) на третьем этапе на окрашенный контур листа наносится декор, который может быть выбран.

Например, колючее растение отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при стилизации можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное.

Наоборот, для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в стилизации будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений.

Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако любое растение при стилизации нельзя лишать узнаваемости (демонстративный материал- фотографии и рисунки с примерами стилизации растений).

Сейчас каждый выберет себе цветок (растение) которое он захочет стилизовать. То есть изменить, сделать более интересным и создать свой .фантастический цветочек. За основу для стилизации взять реалистичное изображение растения, цветка. Выбрать цветок на предложенных карточках. Выполнить поэтапную стилизацию растения (цветка), придать характерные не реалистичные особенности; комбинирование с другими растениями, или использование не живой природы, на ваш выбор.

Используя средства и приемов стилизации, с которыми мы с вами познакомились сегодня. Стилизовать цветок используя полностью все его составляющие: стебель, цветок, листья, возможно плод или бутон. Возможно изображение только в черно-белом соотношении или в цветном. Приступаем.

ммммм Рис. 11 Рис. 12 Рис. 13

Итог учебного занятия: Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось. Какие интересные, креативные цветы у нас получились. Действительно фантастические. Настоящие шедевры искусства.

Вопросы к учащимся: С каким приемом работы над изображением мы познакомились? Что такое стилизация?

В каких сферах мы можем встретить стилизацию?

Какие средства стилизации вы узнали?

За счет чего правильно можно стилизовать объект? (Ответы)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector