Кристина Лазарева
Интересы детей 6–7 лет
На седьмом году жизни в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, внутренних органов, перестройкой всех систем и функций.
В связи с этим у детей нарушается психическое равновесие, наблюдается неустойчивость настроения, аффективные вспышки, капризы. Родителям необходимо знать, что даже спокойные дети иногда капризничают и упрямятся.
А детские «капризы» можно лечить так: как только ребенок начинает капризничать, надо обнять его, уверить в своей любви, постараться отвлечь, предложить ему приятное занятие, игру. Если не удалось это сделать, следует оставить ребенка в покое, не обращать на него внимания, пока он не успокоится сам.
Иногда взрослые жалуются: «Совсем от рук отбился, не слушается, я его и так, и эдак стараюсь уговорить, чтобы шел играть, а он свое: «Надоело! Мне не интересно играть. Давай я буду помогать ремонтировать тебе велосипед».
Такое поведение 6-7-летнего ребенка свидетельствует о том, что у него появились новые интересы, потребности, а взрослые с этим не считаются, говорят, что он еще «не дорос».
А как хочется казаться и быть взрослее, умнее, лучше! У ребенка возрастает самостоятельность и независимость. Дети нуждаются в том, чтобы родители осознали: они растут, хотят быть самостоятельнее, а непонимание этого вызывает у ребенка протест, негодование. Им полезно давать специальные поручения, включать в домашние дела, выполняя которые, они бы видели результат своего труда и чувствовали бы его важность для всей семьи: например, поливать цветы, кормить кошку, мыть посуду, подметать пол, пылесосить и др. Детям хочется делать что-то полезное, серьезное, где они чувствуют, что умеют или могут этому научиться, чтобы гордиться своими успехами и умениями. Для этого нужно иногда ставить ребенка в позицию «взрослого», когда на него возлагается ответственность. В этом возрасте у них появляется манерничанье, кривляние, изменение походки, какая-то вертлявость, паясничание, клоунада. Такие черты поведения свидетельствуют об утрате ребенком непосредственности и наивности.
Если ребенок спорит по любому поводу, сопротивляется, упрямится, ищет новое занятие (этим он стремится выразить свою самостоятельность, независимость, потребность быть взрослее, ему надо помочь: прежде всего, показать свое уважение к ребенку – быть спокойным, разумным, терпеливым. Следует дать ему дело, занятие, где он может доказать свою самостоятельность. Когда он успокоится, сказать, в чем вы согласны с ним, а в чем он не прав.
Быть доброжелательнее, найти время пообщаться с ребенком, заняться полезными общими делами.
Это особенно важно, когда у ребенка появляется вертлявость, клоунада – значит, ему не хватает признания взрослых, он требует к себе внимания, переживает. Перед сном желательно проводить спокойные беседы о том, что случилось с ним за день, хвалить его за добрые дела и поступки.
Помогать детям в организации игр и занятий, найти время поучаствовать в них.
Поощрять активность ребенка в интеллектуальных занятиях.
Предлагать детям больше заданий на развитие воображения, фантазии, творческой инициативы.
Поддерживать разговор с ребенком о школе, говорить о ней только хорошее: для чего дети учатся, чему в школе учат. Сформировать у ребенка представление о том, что учеба – это серьезный труд, поэтому надо быть внимательным, старательным учеником.
Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Включать их в домашние дела и полезные занятия. Полезно выполнение заданий с самоконтролем.
День защиты детей. Сценарий праздника-развлечения для детей средней группы Цель: Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам. Задачи: Формировать стремление принимать активное.
Детские интересы или амбиции взрослых Ещё двадцать-тридцать лет назад спортивные секции начинали посещать в основном, лишь в школьном возрасте. Сегодня же занятия спортом прочно.
Дифференциация звуков для детей-очень важна для успешного обучения детей в школе Дифференциация звуков — это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной.
Сценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группы Уважаемые коллеги предлагаю к 8 марта праздник для самых маленьких. На конкурс Лучший детский сад РЖД мы представляли наш детский сад необычно,.
Конспект итогового занятия в старшей группе «Наши интересы и увлечения» Цель: Подведение итогов совместного воспитательно — образовательного процесса, как средства всестороннего развития личности ребёнка. Задачи:.
НОД по социально-коммуникативному развитию «Страна вежливых детей» для детей подготовительной группы Цель: Способствовать нравственно-эстетическому развитию личности ребенка. Задачи: -Закреплять понятие «вежливость», показать в чем проявляется.
Проект паспорта «Образовательная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в МДОУ» (1 часть) Уважаемые, коллеги, в продолжении темы по ОВЗ предлагаю вашему вниманию разработанный мною проект паспорта образовательной среды и пояснительной.
Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей Психологическое здоровье является необходимым.
Сценарий детского развлечения посвященного Дню защиты детей, для детей старшего возраста Сценарий детского развлечения посвященного Дню защиты детей, для детей старшего возраста Детей на улице встречают Буратино и Мальвина. Мальвина:.
Занятие по сенсорному и художественно-эстетическому для детей 2–3 г (на улице) для детей младшего возраста Проект интегрированного занятия- развлечения по сенсорному и художественно-эстетическому развитию на тему «Зимние забавы» для детей младшего.
Девочки, чем увлекаются ваши дети? на какие кружки ходят? как проводят лето?
У меня дочка 7,5 лет в игрушки уже не играет, телефон/телевизор в приоритете, но даем смотреть по минимуму. В основном гуляет во дворе с детьми, если мы семьей никуда не выезжаем. Сейчас погода испортилась, сидит дома и уже заскучала. Читать сама умеет, но не любит, соответственно, если читаем, то читаю ей я. Рисует, но максимум 30 минут. Не знаю чем бы ей заняться))
Как выбрать хобби для ребенка? Чем увлекаются дети?
Маленькой принцессе из сказки "Спящая красавица" феи открыто предоставили свои дары. Сказали, например, "будешь петь, как соловей". И танцевать. Так решился вопрос с принцессиными увлечениями. В нашей жизни феи действуют скрытно и незаметно. Никто не обещает младенцу: будешь, мол, писателем. И потому выбор хобби у ребенка происходит "методом проб и ошибок".
Играть на скрипке или препарировать головастиков? Полезные увлечения детей
Иметь увлечение в любом случае полезно. По мнению ученых, чувство свободы, которое рождается из деятельности ради удовольствия от самой деятельности, а не ради каких-то внешних причин, повышает самооценку. Хобби и увлечения учат детей быть ответственными, самостоятельными, бережно относиться к чужому труду.
Увлечения, которые близки по сути основной деятельности (психологи называют их "предпринимательскими") несут тренинговый эффект. Например, шахматы развивают память и учат просчитывать будущее.
Многие специалисты считают, что для гармоничного развития личности более полезны увлечения, не имеющие никакого отношения к основной деятельности. Такие хобби позволяют задействовать те способности, которые не используются в школе. Заодно ребенок становится более инновационным, эффективным и в учебе.
Иногда детское хобби перерастает в увлечение всей жизни, помогает найти призвание и профессию. Но и не доведенный до совершенства опыт все равно пригодится: попробовав несколько направлений, легче понять, к чему же тянет больше. А когда ребенок определился, его легче мотивировать. Например, он хочет стать инженером-конструктором. Значит, легче обратить внимание на серьезное изучение математики.
Некоторые психологи рекомендуют выбирать хобби, которые помогают компенсировать слабости. Например, деткам, которые с трудом доводят что-либо до конца, будет полезно дело, требующее усидчивости и терпения — плетение, вышивка, вязание, поделки из глины или природных материалов.
Другие уверены, что при выборе хобби надо учитывать индивидуальные особенности малыша, характер, темперамент. Например, холерикам нужны спортивные секции, меланхоликам — творческие занятия, флегматикам — познавательные, научно-популярные кружки. А вот сангвиникам важно попробовать все-все!
Что влияет на выбор хобби для ребенка?
- Интересы родителей. Увлечения детей во многом зависят от того, чем заняты взрослые. Малыш из семьи художников, растущий среди мольбертов, с высокой степенью вероятности увлечется рисованием. Часто дети разделяют и родительские хобби: например, с удовольствием ловят рыбу вместе с папой. Чтобы вырастить единомышленника, чаще обсуждайте с ребенком свои увлечения, ищите о нем всякие интересности, подробно отвечайте на любые детские вопросы. Если ребенок оказался компетентнее вас, найдите в себе силы признать его первенство. Если же он в чем-то ошибся, не ругайте: ведь общее увлечение должно приносить удовольствие.
- Генетическая предрасположенность. Она объясняет, откуда появляется музыкально одаренный ребенок в рабочей семье или "технарь" в писательской. В определенный момент гены далеких предков "просыпаются", ребенок тянется к какому-то определенному делу и увлекается им так, что "за уши не оттянешь". Дело становится его страстью. А функция родителей — не удивляться и не препятствовать, пусть даже "странное" занятие в вашей собственной душе никакого отклика не вызывает. И папе-ученому, например, кажется, что "не дело" махать ногами на сцене. Стоит прислушиваться к своему ребенку и ориентироваться на задатки и способности, которые в нем появляются.
- Родительские советы и указания. Конечно, есть дети, которых от их хобби приходится отвлекать, дабы не нанести вреда их здоровью. Во всех остальных случаях родителям полезно проявлять настойчивость, пытаться вместе с ребенком находить какие-то позитивные стороны в любом виде деятельности, которым он будет заниматься, постоянно подбадривать и стимулировать мотивацию. Иначе при малейших проблемах необходимости трудиться и напрягаться детка от увлечения откажется.
Чтобы поддержать интерес, постоянно поощряйте и хвалите ребенка. Например, можно выделить специальную полочку для его поделок или наград, "доску почета" для фотографий.
Если ребенок наотрез отказывается от какого-то малознакомого ему занятия (но полезного с вашей точки зрения), предложите "пробный урок". Например, вы хотите улучшить его координацию. Приведете ребенка в студию бальных танцев, посмотрите вместе с ним, как проходит занятие, а потом предложите попробовать заниматься. Если ему совсем это не интересно, он категорически откажется осваивать бальные танцы. Что ж, значит, "не его". Но, чтобы понять, надо попробовать. - Нереализованные желания пап и мам. Советы надо раздавать осторожно. Мы все осознанно или неосознанно хотим, чтобы ребенок был похож на нас самих, но не "настоящих", а таких, какими мы мечтали стать. Частенько родители делают все, чтобы в сыне или дочери воплотились их мечты стать хоккеистом или балериной, для чего настойчиво пытаются пробудить у ребенка желание заниматься каким-либо видом деятельности на свое усмотрение. Тут надо понимать, что не всегда мечты детей и родителей совпадают, а. посещение секции или кружка только по настоянию взрослых не всегда дает положительные результаты.
Например, психологи обнаружили, что основным фактором, определяющим степень развития у детей увлечения музыкой, оказалось предоставление родителями свободы в составлении собственного расписания занятий. Родители, желающие пробудить в своих детях страсть к музыке, спорту или другим увлечениям, должны следовать одному простому правилу: не оказывайте на чадо давление! У ребенка должно быть ощущение того, что он действует, основываясь на своих ценностях и желаниях.
Подумайте, что в собственной мечте может привлечь ребенка. Предположим, вы заядлый шахматист, мечтающий заразить дочь шахматами, но она, к вашему сожалению, равнодушно смотрит на клетчатую доску и целыми днями рисует принцев и принцесс. Предложите ей раскрасить шахматные фигуры, а заодно познакомьте ее с тем, как какая фигура ходит. Ничего не получается? Не давите. Возможно, все еще впереди.
7 проблем — одно решение: уважение к выбору ребенка
Понятно, что любимое времяпрепровождение ребенка часто не совпадает с родительским и даже с представлениями пап и мам о том, каким оно должно быть. Что же делать, если.
Проблема 1. Ничем не интересуется
Решение. Расширяем кругозор. Помогут музеи, экскурсии, театры, книги, журналы. Можно побывать в мастерской художника, в автомастерской или на реставрационных работах в музее. Полезны встречи с интересными людьми: если есть возможность, познакомьте сына или дочь с профессионалами — наверняка среди друзей найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый. Пусть ребенок поймет, насколько велик мир увлечений и подберет себе занятие по душе.
Или же сами заинтересуйтесь каким-либо занятием, доселе чаду неизвестным: оригами, сборкой моделей, танцами, пением, конным спортом. На праздники и просто так выбирайте для ребенка подарки, которые могут стать основой будущего увлечения, — то, что стимулирует воображение, фантазию или же желание освоить новые навыки (различные инструменты, наборы для ручной работы, фотоаппарат или микроскоп). Чем ярче и разнообразнее жизнь, тем больше вероятности, что ребенок найдет свое увлечение.
Проблема 2. Так увлечен, что забывает об учебе
Решение. Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Убедите ребенка, что школьные знания помогут ему стать настоящим профессионалом. Например, будущему модельеру нужно создавать выкройки — для этого надо хорошо владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию.
Хорошо, когда у ребенка перед глазами есть пример широкого круга интересов родителей. Имея богатый выбор различных времяпрепровождений, легче определиться. В ином случае значимость одного конкретного увлечения сильно вырастает.
Проблема 3. Меняем как перчатки
Решение. Смириться с такой чехардой интересов. Конечно, для взрослых хлопотно, когда хобби и увлечения детей меняются очень часто. Но ведь дети с рано выраженным увлечением встречаются довольно-таки редко. "Среднестатические" ребята находятся в постоянном поиске. Давление и упреки в легкомыслии не сделают ребенка более серьезным и целеустремленным. В конце концов, главное — чтобы увлечения делали его сегодняшнюю и будущую жизнь интереснее и богаче. Дайте возможность перепробовать все хобби и увлечения, к которым он стремится.
И на всякий случай уточните, что именно не устраивает ребенка в "брошенном" увлечении. Причины могут быть самыми разными, например, не сложились отношения с руководителем. Возможно, ситуацию можно поправить.
Проблема 4. Весь мир сводится к компьютеру
Решение. Компьютерные игры тоже могут быть хобби: главное, чтобы это не превратилось в манию. Владение компьютером может стать основой и для других хобби — например, увлечения фотографией, дизайнерским искусством, программированием. Одновременно хорошо бы придумать какое-то дело, связанное с движением, и условиться уделять ему заданное количество минут в день. Не обязательно при этом отдавать ребенка в "серьезный" спорт — достаточно просто физкультурного занятия для общего развития: даже "тюфяки" с удовольствием играют в футбол вместе с папой или плещутся в бассейне.
Проблема 5. Хобби не соответствует полу
Решение. Многие родители опасаются "немужских" увлечений своих сыновей: их настораживают такие хобби мальчиков, как цветоводство, вышивка или вязание. Или, напротив, семья выступает против дочкиных занятий картингом или карате. Оснований для волнений нет: половая ориентация никак от хобби не зависит, а гендерные роли постоянно меняются. Будет полезно познакомить ребенка и с иными, более "потходящими" ему увлечениями. Чем больше вы создаете познавательных моментов, тем более велика вероятность, что в какой-то из них ребенок обнаружит свой интерес в данной области. Главное — не запрещать и не подшучивать. Помочь советом вовсе не означает навязать собственные представления о жизни. Позвольте ребенку быть самим собой: "Да, вот, я такой человек, каким я являюсь, я бы хотел шить мягкие игрушки, а не играть в хоккей. И это мой выбор".
Проблема 6. Одержим коллекционированием
Решение. Страсть к коллекционированию может сочетаться с познавательной потребностью, со склонностью к накоплению материальных благ (коллекционирование старинных монет, дорогих камней) и даже с желанием следовать подростковой моде (собирание кукол Винкс, наклеек) и т.д. В любом случае благодаря коллекционированию чадо воспитывает в себе такие качества, как аккуратность, ответственность, целеустремленность, упорство, коммуникабельность. Коллекционирование вырабатывает также умение делать выбор. Отмечено, что многие великие люди имели свои пристрастия к собирательству.
Когда вы признали за ребенком право собирать то, что ему нравится, покажите ему картинки и фото с изображениями того, как хранятся схожие коллекции, как его собратья по увлечению проводят сборы и выставки. Вместе продумайте собственные способы хранения и демонстрации коллекции. Можно постараться рационально организовать место в его шкафу или на полках в детской так, чтобы коллекция была и видна, и доступна.
Проблема 7. Тащит в дом животных без разбору
Решение. Общение с "братьями нашими меньшими" учит ребенка ответственности и заботе. Если ребенок интересуется животными гораздо больше, чем прочие члены семьи, то стоит подыскать кружок с живым уголком или то, что раньше называлось "станцией юннатов". Общение со зверюшками в специально отведенных для этого местах сохраняет нервы родителям и чистоту в доме. Решение содержать животное в доме надо принимать только всем вместе.
Статья предоставлена журналом "Первоклассные родители"