Современные гаджеты (планшеты, телефоны, компьютеры) – неоднозначный предмет в глазах родителей. Некоторые видят в них зло №1, другие – удобное средство для развития ребенка. С одной стороны гаджеты поглощают внимание детей, негативно влияют на их мировоззрение, с другой – позволяют взрослым выкроить время на свои дела и занять ребенка развивающим приложением. В обоих случаях главное – это баланс. Нельзя полностью оградить ребенка (старше 5 лет) от современных устройств, но и нельзя отдать его на их воспитание.
Рассказываем, чем опасна электронная зависимость, чем заменить гаджеты и как не перегнуть палку с запретами.
Тревожный сон/тяжелое укладывание
Долгое пользование гаджетами в течение дня сильно нагружает мозг ребенка, но физически он не устает. Поэтому вечером получается противостояние: мозг хочет отдыхать, а тело полно бодрости. Малыш не понимает, что ему делать, от этого сильно капризничает.
Отставание в развитии речи
Во время игр с планшетом ребенок молчит, а если и без него он тяжело идет на разговор, то речь малыша сводится к лексическому запасу, ограниченному базовыми потребностями. Все советы психологов по развитию детей включают занятия по тренировке речи.
Ограниченный кругозор
Приложения и мультики довольно разнообразны. Но даже все вместе они не могут заменить информации, полученной опытным путем и в наблюдениях. Знания, которые поступают к ребенку через экран гаджета, не задерживаются долго в его памяти. Картинки и действия меняются слишком быстро, ребенок просто не успевает обработать и усвоить информацию.
Трудности в обучении
Электронная зависимость снижает уровень концентрации и внимания ребенка. Ему сложно долго фокусироваться на одной задаче и доводить ее до решения. Это создает трудности в учебе.
То что сейчас вам кажется потолком,
через несколько недель может оказаться полом!
Время предъявляет к нынешним родителям новые требования и вызовы. В моём детстве можно было встретить телевизионную зависимость, когда ребёнок смотрел целыми днями все подряд. В связи с широким распространением электронных гаджетов сейчас родители сталкиваются с более серьёзными задачами: защитить своего ребёнка от кибераддикции(зависимость от электронных игр) и сетеголизма(зависимость от проведения времени в интернете).
Где же та грань, когда умелое владение электроникой переходит в зависимость?
Родителю нужно задуматься если:
- ребенок увлечен только компьютером(телефоном) и все свободное время старается проводить со своим "электронным другом". Если друзья, то чтобы вместе поиграть в компьютер(телефон);
- наблюдаются сильные колебания эмоций ребенка в зависимости от успеха или неудачи в виртуальном пространстве;
- проявляется синдром отмены: бурная эмоциональная реакция при попытках родителей отнять гаджет;
- ребенок не соблюдает договорённость о времени, проводимом за компьютером(телефоном);
- ребенок отказывается идти есть, потому что ему нужно доиграть или даже во время еды сидит в телефоне;
- вы поймали ребёнка на лжи;
- бывает нарушение режима сна-бодрствования из-за "просиживания" за гаджетом.
Мозг человека так устроен, что чаще всего мы начинаем видеть пожар, только тогда, когда он сильно разгорелся.
В данном случае тоже есть соблазн включить психологическую защиту и объяснить себе сложившуюся ситуацию тем, что "все дети сейчас такие" или "у него такой характер. " и т.д.
Чем же опасна компьютерная зависимость? Казалось бы, ребенок сидит дома, "не болтается" по подъездам. Но в это же время происходит задержка эмоционального и социального развития личности: молодой человек не проживает свои эмоции через подвижные игры, не формирует навык поддерживать "теплые" отношения с родными, лишен необходимого опыта общения с различными по характеру людьми, конструктивного проживания трудных и конфликтных ситуаций.
На кону стоит будущая жизнеспособность, успешность, конкурентоспособность вашего ребенка в обществе!
Что же следует предпринимать родителю, при подозрении на компьютерную (телефонную) зависимость у своего чада?
1. Ни в коем случае не винить себя в сложившейся ситуации. Если представить жизнь как школу, то при переходе в следующий класс вы же не будете себя винить за незнание нового материала: вы за тем и перешли на следующий уровень, чтобы научиться новым знаниям и навыкам.
Зависимость у ребенка — это ответственность родителей, а не их вина!
Это урок для родителей, подталкивающий совершенствовать свои методы воспитания по мере взросления ребенка. Благодаря этому мы, родители, растём как наставники;
2. Налаживать с ребенком эмоциональный контакт, даже, может быть, через настойчивые просьбы обучить навыкам компьютерной(телефонной) игры. Хвалить за усилия, которые ребёнок предпринимает, обучая вас;
3. Твердо, но с любовью и эмоциональной поддержкой, регламентировать пользование компьютером(планшетом, смартфоном);
Твёрдой рукой, но в бархатной перчатке.
4. Заполнять освободившееся время ребенка активным отдыхом, совместной развивающей деятельностью и секциями. Быть готовым с любовью и эмоциональной поддержкой приучать молодого человека к новому способу проведения досуга.
Понятно, что это сложный, кропотливый процесс, который состоит из ежедневных мелких шагов. Ведь
путь в тысячу миль начинается с одного шага!
Успехов вам в воспитании ваших детей!
Автор публикации: Кудрявцев Глеб Сергеевич
Давным-давно, еще в прошлом веке, Борис Гребенщиков пророчески спел: «Наши телефоны будут наши друзья».
Но самое страшное, когда только телефон — друг. А зависимость способна привести к этому: когда соцсети заменяют личные встречи и общение, СМС — разговоры и звонки, онлайн-просмотры — походы в кино и театр. Начинать борьбу с гаджет-зависимостью нужно с детства.
Ситуация №1: подросток все свободное время проводит с планшетом
«Мои друзья не знают, что делать с ребенком — все свободное от школы время он проводит за планшетом, сидя в соцсетях. На все их предложения пойти куда-то с одноклассниками, друзьями, даже просто прогуляться, он отвечает: "Мне это неинтересно". Забирать планшет — действовало как временная мера, но в целом ситуация не меняется». Мария, 32 года.
Различают психологические и физические симптомы интернет-зависимости.
Психологические симптомы
- эйфория за компьютером;
- увеличение количества времени за компьютером;
- пренебрежение семьей, друзьями;
- проблемы с учебой, отказ делать уроки;
- сильное раздражение при просьбе выключить компьютер, игнорирование такой просьбы;
- ощущение пустоты, депрессии, раздражения вне компьютерного мира.
Физические симптомы
- сухость в глазах;
- головные боли и боли в спине;
- пропуск приемов пищи, нерегулярное питание;
- пренебрежение гигиеной;
- расстройство сна, изменение режима сна.
Подросток может начать страдать компьютерной зависимостью, если ему не с кем обсудить проблемы, у него нет друзей, а родители полноценно не общаются с ним (присутствие всех членов семьи в одном помещении не всегда означает их общение, сопричастность друг другу).
К сожалению, проблему интернет-зависимости своего ребенка родители осознают иногда очень поздно, ведь с виду все вполне прилично: сын или дочь не шляется по улицам, сидит дома, ну а компьютер — это часть современной жизни. Родителям удобно: ребенок не мешает, можно заниматься своими делами. Такой образ жизни постепенно приводит семью к отдалению друг от друга и уходу подростка в альтернативную реальность.
Решение проблемы:
- Предложите своему ребенку поиграть в игру «день тишины» — отключите в субботу или воскресение все сотовые телефоны и посвятите это время общению друг с другом. Постарайтесь сделать так, чтобы день прошел интересно для ребенка и ему захотелось и в следующие выходные устроить «день тишины».
- Придумайте семейную традицию, например, «вечернее чаепитие». Пусть это будет особое время, когда можно говорить друг с другом по душам.
- Старайтесь быть для своего сына или дочери не только заботливым и строгим родителем, но и добрым другом.
- Запишите ребенка в спортивную секцию или клуб.
Чего не следует делать:
Не запрещайте ребенку приближаться к компьютеру под угрозой наказания. Подобные меры, как правило, дают обратный эффект. Вы же не хотите, чтобы он пропадал неизвестно где в поисках заветного выхода в интернет.
Если подросток проводит у компьютера большую часть суток, забросил учебу, стал агрессивным и раздражительным, не реагирует на замечания и не идет с вами на контакт — обратитесь за помощью к психологу.
Ситуация № 2: школьник не делает уроки
«8-летний сын моих друзей как-то после школы сказал: "У меня есть только один настоящий друг и пять ненастоящих. Я сегодня специально не взял с собой телефон, так ненастоящие не стали со мной даже разговаривать". Но в то же время ребенок признался, что без телефона ему было очень дискомфортно, он нервничал. А дома он постоянно играет либо что-то смотрит в смартфоне причем в ущерб урокам. Помогает только одно — отбирать, но в этом случае мальчик становится нервозным и обижается, что его ущемляют в правах». Анна, 36 лет.
Причины телефонной зависимости (номофобии) сходны с компьютерной, поскольку современный телефон — это тот же компьютер.
Признаки номофобии
Специалисты считают, можно говорить о болезненной зависимости от сотового телефона, если:
- ребенок не может хотя бы на короткое время отключить его или расстаться с ним даже на минуту;
- проявляет постоянное беспокойство по поводу того, что батарейка может разрядиться;
- непрестанно проверяет SMS-сообщения, электронную почту;
- часто просит пополнить счет своего мобильника.
Мобильный телефон является своего рода диагностическим критерием эффективности всех родительских усилий. Если ребенок достаточно общается с родителями, а они всегда охотно и внимательно его выслушивают и поддерживают, у него не будет необходимости использовать телефон для борьбы с одиночеством. Ну а если он одинок, на помощь всегда готов прийти телефон с интернет-общением.
Зависимость от электронных устройств специалисты в области психологии считают гормональной.
Дофамин — гормон удовольствия — выделяется, как только человек получает очередную порцию новой информации. Мы постоянно сканируем пространство в поисках чего-то, на что можно отвлечься: СМС, сообщение в соцсети, телефонный звонок. Дофаминовые рецепторы возбуждены — мы находимся в состоянии перманентного предвкушения чего-то новенького и, как нам кажется, более интересного, чем то, чем мы сейчас должны заниматься.
Люди думают, что устройства позволяют им больше успевать, но все время отвлекаясь и делая несколько дел одновременно, человек не может сосредоточиться на главном и допускает обидные ошибки в простых вещах. Социологи даже изобрели термин — «поколение рассредоточенных людей».
За подготовку материала благодарим нашего эксперта:
Татьяна Климина,
практикующий психолог