Характеристика дикорастущих растений 3 класс

Дикорастущие растения бывают разными. Их можно встретить и в поле, и в лесу, и даже на дачном участке в качестве сорняков. Это могут быть и травы, и цветы, и злаки. Те, кто интересуется природой родного края, знает, что они не только красивы, но и могут принести человеку большую пользу. Однако, эти представители отечественной флоры могут быть и опасными сорняками, представляющими серьезную угрозу для садоводов-огородников. Избавиться от этих сорняков довольно сложно.

Дикорастущие растения могут быть как врагами, так и друзьями человека, поэтому разбираться в них очень важно, особенно для тех, кто живет на лоне природы – в сельской местности.

Дикорастущие растения: примеры

Можно привести великое множество примеров таких представителей фауны. Среди этих растений могут встречаться самые разные. В целом их можно условно разделить на три группы. К первой группе принадлежат растения, которые не приносят человеку ни пользы, ни вреда. Таких большинство. Как правило, их используют животные и птицы в качестве подножного корма. Ко второй группе принадлежат растения, которые приносят человеку пользу. И, наконец, к третьей группе можно отнести цветы и травы, которые желательно обходить стороной, так как они приносят человеку только вред.

К «вредной группе» относятся ядовитые кустарники (например, вех ядовитый) и сорняки, которые наносят большой вред сельскому хозяйству, заглушая полезные растения (например, пырей или осот огородный). К «полезной» группе можно отнести следующие:

  • Растения, которые человек использует для лечения. Из них люди готовят лечебные отвары и настои, с ними заваривают чай, обладающий лечебными свойствами. Примеры таких – подорожник, девясил, мать-и-мачеха, одуванчик;
  • Красивые цветы, которые приносят человеку эстетическую пользу. Из них можно сделать оригинальные букеты и цветочные композиции. К таким относятся разнообразные лесные цветы;
  • Травы и цветы, которые являются хорошими медоносами, например, клевер;
  • Съедобные корешки и травы, которые люди употребляют в пищу. В них содержится большое количество витаминов и полезных веществ. Главное – собирать их не вдоль дорог, а в лесу или в поле. Наиболее яркие примеры зеленого подножного корма –дикий щавель, сныть, крапива двудомная.

У многих дикорастущих имеются «окультуренные» двойники. Как правило, в этом случае они отличаются друг от друга размерами и внешним видом. Так, например, дикий щавель отличается от щавеля, который выращивают на огороде, меньшими размерами и другой формой листьев. Точно так же дикорастущая земляника отличается от своей «окультуренной» родственницы, клубники или виктории, по форме листьев, по размеру и вкусу ягод.

Особенности

У этих представителей флоры много интересных особенностей. Об этом можно прочитать в школьных учебниках по ботанике, а также в специальных справочниках. Среди наиболее ярких особенностей можно выделить следующие:

  • Они хорошо приспосабливаются к любым перепадам температуры, к любой погоде и климатическим условиям;
  • По сравнению со своими «культурными» родственниками, дикорастущие отличаются большей морозостойкостью и устойчивостью к агрессивным внешним воздействиям;
  • Плоды их довольно часто непригодны в пищу из-за кислого вкуса. Так, например, плоды яблони-дичка могут показаться совершенно несъедобными по сравнению с плодами тех яблонь, которые растут в саду и огороде;
  • Культурное растение невозможно сделать дикорастущим. Даже те кустарники и деревья, которые растут в заброшенных садах и огородах почти не «дичают» со временем. А вот дикорастущее можно легко «окультурить» методом прививания.

Среди дикорастущих растений очень много ядовитых, представляющих смертельную опасность для человека. Одно из самых опасных – вех ядовитый, его даже использовали в старину в качестве яда, когда хотели уничтожить неугодного человека. Для того, чтобы избежать смертельной опасности, нужно знать, как выглядят ядовитые растения. Увидеть их фотографии можно в интернете и в специализированной литературе. А дети должны твердо знать, что рвать и тем более брать в рот их без разрешения взрослых категорически запрещается.

Это элементарное правило безопасного поведения в лесу и в поле нужно строго соблюдать. Также знать ядовитые растения «в лицо» обязательно должны фермеры, которые сами заготавливают корм для скота. Среди дикорастущих есть травы, которые безвредны для человека, но могут вызвать серьезное пищевое отравление у домашних животных.

Практическая польза

Среди этих растений много лекарственных. Также многие дикорастущие растения – прекрасный корм для мелкого и крупного рогато скота. Если почитать о пользе этих растений, можно узнать много интересного. Многие травы на Руси испокон веков считались лечебными, полезными, и даже питательными: в голодные годы неурожая многие травы употребляли в пищу. Конечно, среди дикорастущих трав и цветов немало ядовитых и вредных сорняков. Поэтому очень важно не путать полезные дикорастущие растения с вредными или «нейтральными», не приносящими ни пользы, ни вреда.

Так, например, дикий щавель бывает двух видов: съедобный щавель (маленькие мелкие листочки) и «конский» щавель, не имеющий питательной ценности и не обладающий приятным вкусом (растение с толстым длинным стеблем и крупными листьями, по форме напоминающими съедобный дикорастущий щавель). Многие дикорастущие растения, имеющие практическую пользу, люди целенаправленно сажают и выращивают. Так, например, клевер может расти сам по себе, а можно выращивать его на корм крупному и мелкому рогатому скоту или в качестве растения-медоноса для пчеловодческого хозяйства.

Полезные советы

Сейчас мало людей, хорошо разбирающихся в пользе дикорастущих растений, за исключением специалистов-ботаников. Однако, в старые времена на Руси было очень много травников. Они не только готовили лекарства из них, но и приписывали некоторым травам сакральные или магические свойства. Практические знания о пользе дикорастущих растений смешивались с суевериями. В настоящее время древняя наука о травах превратилась в практическую отрасль медицины – фитотерапию.

Современные фитотерапевты уже не приписывают дикорастущим травам волшебные свойства, но используют их для изготовления лекарств, эффективно лечащих многие серьезные заболевания, вплоть до онкологии. Многие люди, ведущие здоровый образ жизни, активно включают в свой ежедневный рацион съедобные корешки. Их главное преимущество заключается в том, что они содержат мощные антиоксиданты, замедляющие процесс физиологического старения.

Дикорастущие растения с древних времен играют важную роль в жизни человека. Они могут быть и «друзьями», и «врагами». Поэтому очень важно знать «в лицо» как полезные, так и ядовитые. Полезные дикорастущие растения – первые помощники человека в лечении, питании, сельском хозяйстве. Для того, чтобы максимально эффективно использовать их полезные свойства, нужно как можно чаще читать специализированную литературу по ботанике, биологии и природе родного края.

Презентация расширяет знания о различных видах растений, а также содержит вопросы по теме.

Скачать:

Вложение Размер
dikorastushchie_i_kulturnye_rasteniya.pptx 2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Дикорастущие и культурные растения Гербарные образцы Презентацию выполнила Юдина Н.Н. ГБОУ НОШ №992

Культурные Их выращивают люди в саду, в поле, на огороде. Дикорастущие Они растут сами по себе в лесу, на лугу, на водоеме. Растения

Культурные растения огурцы морковь помидор горох свекла груша яблоня вишня малина клубника пшеница рожь ячмень овес гречиха хлопок лен люпин лук шнитт клевер боярышник рябина Овощные Плодовые Злаковые Прядильные Декоративные Вопросы

Однолетнее травянистое растение. Цветки ярко-желтые. Плод – зеленая тыквина 3-5 см длиной. Ценность огурца ничтожна: он содержит 90 % воды и очень мало минеральных веществ и витаминов. Но огурцы возбуждают аппетит и приятны на вкус, в этом и состоит их значение для питания людей. Употребляется в пищу в свежем, соленом и маринованном виде. Возделывают огурцы на всех пяти континентах. Овощные растения Тыквенные Огурец

Овощные растения Тыквенные Кабачок Однолетнее травянистое растение. Листья крупные до 25 см в ширину. Плод – тыквина, светло-зеленого, кремового или белого цвета. Семена крупные, плоские. Кабачки употребляют в пищу в свежем, отварном, жареном, тушеном виде. Их можно консервировать, солить, мариновать и др. На территории России выращивается почти повсеместно.

Читайте также:  Помидоры балконное чудо в открытом грунте

Овощные растения Бобовые Горох Однолетнее вьющееся травянистое растение 30-100 см высотой. Плоды – бобы 5-10 см длиной. Семена шаровидные, зелено-желтые, 5-8 мм в диаметре. Цветет в июне-июле. Употребляется в пищу в сыром, вареном и консервированном виде. Ценное кормовое растение.

Овощные растения Бобовые Фасоль Однолетнее травянистое растение. Стебель кустовых форм высотой 20-45 см, вьющихся – до 2,5 м. Плод – боб, с 3-7 семенами. Семена шаровидные, белой, коричневой или пестрой окраски. Продукт питания, семена используются при приготовлении супов и других блюд.

Овощные растения Капустные Капуста белокочанная Двулетнее растение. В первый год формируется кочан – разросшаяся верхушечная почка. На второй год образуется ветвящийся генеративный побег до 1,7 м. Цветки с желтыми, реже белыми и кремовыми лепестками, собраны в соцветие-кисть. Плод – стручок. Семена круглые, от темно-бурого до черного цвета. Важнейшая из овощных и кормовых культур. Разводится повсеместно.

Овощные растения Капустные Горчица Однолетнее растение. Цветки бледно-желтые или белые, собраны в многоцветковую кисть. Плод – стручок, с жесткими волосками, бугорчатый. Семена шаровидные, гладкие. Распространена по всей территории России. Используют как приправу для различных блюд и применяют с лечебной целью.

Овощные растения Клубнеплоды Картофель Однолетнее растение. Клубни образуются на верхушках подземных побегов. Плод – шаровидная ягода. Цветет в июле-августе. Клубни используют в качестве продукта питания, а также для получения крахмала. Родина – высокогорные районы Центральной и Южной Америки. Культивируется повсеместно.

Овощные растения Корнеплоды Морковь Двулетнее травянистое растение до 30 см высотой. В первый год образует мясистый корнеплод красной, оранжево-красной или желтой окраски. Ценный продукт питания. Распространена почти на всей территории России. Используют в сыром, вареном, замороженном и консервированном виде.

Овощные растения Корнеплоды Свекла Двулетнее травянистое растение. В первый год образуется корнеплод, имеющий темно-красную, бордовую, красно-фиолетовую мякоть, у большинства сортов выступает над поверхностью почвы. На второй год образуется побег с длинными соцветиями. Цветки зеленые или беловатые. В пищу используют корнеплоды и молодые листья. Возделывается повсеместно.

Овощные растения Корнеплоды Редис Однолетнее, реже двулетнее растение. Корнеплоды различной формы и толщины в зависимости от сорта. Окраска от красной, розовой до белой. Цветки белые, розовые или светло-сиреневые. Плоды – нерастрескивающиеся стручки. В пищу употребляют корнеплоды в свежем виде. Распространен повсеместно.

Овощные растения Корнеплоды Петрушка Двулетнее растение. Корень стержневой, ветвистый, с белой или сероватой мякотью. Стебель прямостоячий, ветвистый, до 100 см высотой. Широко применяется в народной медицине и в косметологии. Распространена повсеместно.

Овощные растения Плодовые Томат Однолетнее травянистое растение. Плод – сочная ягода от темно-красной и оранжевой до бледно-розовой и светло-желтой окраски, диаметром от 3 до 10 см. Ценная овощная культура. Плоды используют свежими, а также в консервном производстве для засолки, маринования, приготовления томатного сока, томатной пасты, соусов и др. Широко культивируется в Европейской части России, на Кавказе.

Овощные растения Пряные Кориандр Однолетнее травянистое растение, высотой до 1 м. Цветки мелкие, белые или розовые, собранные в соцветия – зонтик. Плод – шаровидная двусемянка с приятным запахом. Цветет в июне-июле. Плоды созревают в августе-сентябре. Медонос. В качестве приправы используются листья, из семян получают эфирное масло, применяемое в медицине. Культивируется в Центрально-Черноземных и Юго-Восточных областях европейской части России.

Овощные растения Пряные Укроп Однолетнее травянистое растение 40-60 см высотой. Побеги с тонкими мягкими листьями 10-20 см в длину. Цветы мелкие, от белых до желтых, собраны в соцветие-зонтик. Семена 4-5 мм в длину и 1 мм в толщину. Цветет в июне-июле. Используется для приготовления салатов, в качестве приправы. В начале созревания семян – как специя при засолке и мариновании. Культивируется повсеместно.

Плодовые культуры Фруктовые Яблоня Дерево с развесистой кроной высотой 2,5-15 м. Цветки белые, розовые, красные. Плод-яблоко. Яблоня – важнейшая плодовая культура, ее выращивают в большинстве областей с умеренным климатом. Все виды яблонь – хорошие медоносы. Яблоки употребляют свежими, перерабатывают для приготовления соков, желе, уксуса, консервируют, сушат и т.д.

Плодовые культуры Фруктовые Вишня Кустарник или небольшое дерево 1,5 – 4 м. Цветки белые. Цветет в апреле-мае одновременно с распусканием листьев. Плоды сочные костянки с сочной кисло-сладкой мякотью. Наиболее распространенное плодовое растение. Ягоды употребляются в пищу в свежем и переработанном виде – варенье, джем, компоты и т.д. Растете повсеместно в степной и лесостепной зонах европейской части России, на Северном Кавказе, в Западной Сибири.

Плодовые культуры Фруктовые Слива Деревья или кустарники высотой до 12 м. Цветки белые или розоватые. Плод – мясистая костянка. Окраска плода от зеленой до синевато-черной с голубоватым восковым налетом. Используется в свежем виде и для переработки – чернослив, компот, варенье, сок и др. Распространена В Западной Европе, Северной и Южной Африке, Восточной Азии.

Плодовые культуры Фруктовые Малина Листопадный ветвистый колючий полукустарник высотой 1-3 м. Цветки белые, мелкие. Плод- красная многокостянка , созревает в июле. Хороший медонос. Плоды употребляют в пищу в свежем и переработанном виде – варенье, сок, сироп, кондитерские изделия. Широко применяется в народной медицине. Растет по опушкам сырых тенистых лесов, на вырубках, по берегам рек и оврагов. Распространена в европейской части СНГ, Западной Сибири, Урале и Кавказе.

Плодовые культуры Фруктовые Клубника Многолетнее травянистое растение. 5-25 см высотой. Цветоносы выше листьев. Цветки белые, с 5 лепестками. Плод – земляничина, красно-розового цвета, съедобная, сладкая. Цветет в конце мая – начале июня, плодоносит с конца июня до начала августа. Растет на лугах, сухих холмах, полянах. Встречается повсеместно, чаще в черноземной полосе.

Злаковые культуры Травянистые хлебные Пшеница Однолетнее травянистое растение до 50-150 см высотой. Стебли прямостоячие, голые, гладкие. Колоски 2-5-цветковые, образуют сложный колос. Зерновка с глубокой бороздкой, на верхушке с волосками. Одна из основных продовольственных культур мира. При переработке зерновок получают муку, крупы – манную, пшеничную.

Злаковые культуры Травянистые хлебные, кормовые Рожь Однолетнее травянистое растение, 50-150 см высотой. Стебель полый. Соцветие колосовидное, густое,5-15 см длиной. Цветет в июне-июле. Единственный вид культурной ржи, который широко распространен в мировом земледелии, в том числе и в России, как важнейшая продовольственная и кормовая культура.

Злаковые культуры Травянистые хлебные, кормовые Ячмень Однолетнее травянистое растение, 50 – 100 см высотой. Стебли прямостоячие, голые, гладкие. Соцветие колосовидное, двухрядное, 8-12 см длиной, не ломкое. Плод – зерновка. Является важной продовольственной и кормовой культурой. Из зерна производят перловую и ячневую крупы. Выращивается повсеместно.

Злаковые культуры Травянистые хлебные, кормовые Овес Однолетнее травянистое растение высотой до 1,5 м. Стебель – соломина, прямостоячий. Цветки мелкие, собраны по 2—3 в колоски, образующие раскидистую метёлку до 25 см длиной. Цветет в июне-июле. Плод – зерновка. Созревает в июле – сентябре. Культивируется как продовольственная и кормовая культура. Применяется в медицине. Распространен по всей территории России.

Злаковые культуры Травянистые крупяные Гречиха Травянистое однолетнее растение до 70 см высотой. Цветки розового цвета. Соцветие – кисть. Плод – трехгранный орешек. Цветет в июле, плодоносит в августе. Медонос. Используется в медицине. Культивируется в средней полосе России, Белоруссии и на Украине.

Злаковые культуры Дикорастущие кормовые, декоративные Лисохвост луговой Многолетнее рыхлокустовое травянистое растение до 120 см высотой. Соцветие до 10 см длиной. Плод – зерновка. Ценная кормовая культура. Используется в декоративном садоводстве. Растет на рыхлых, плодородных и влажных почвах. Распространен в лесной зоне европейской части России, на Кавказе и в горных районах Средней Азии.

Злаковые культуры Дикорастущие кормовые, декоративные Овсяница Многолетнее травянистое рыхлокустовое растение до 150 см высотой. Соцветие метельчатое. Колоски трех-, многоцветковые. Наибольшее хозяйственное значение имеют овсяницы луговая, красная, бороздчатая. Ценный злак для создания долголетних пастбищ и газонов. Растет на лугах, в разреженных лесах, по обочинам дорог. Распространена повсеместно.

Читайте также:  Роза вильям баффин плетистая канадская

Прядильные культуры Культурные травы Хлопок Хло́пок — волокно растительного происхождения, получаемое из коробочек хлопчатника При созревании плода коробочка хлопчатника раскрывается. Волокно вместе с семенами — хлопок-сырец — собирается на хлопкоприёмных пунктах, откуда его отправляют на хлопкоочистительный завод, где происходит отделение волокон от семян. Хлопок идет на текстильную обработку для получения хлопчатобумажной ткани. Из него получают вату, его используют во взрывчатых веществах Культивируют в Индии, США, Китае, Узбекистане.

Прядильные культуры Культурные травы Лен Однолетнее травянистое растение. Побег прямостоячий, до 70-100 см высотой. Стебель цилиндрический, на верхушке разветвленный Цветки пятилепестковые , голубые, с темно-синими прожилками. Цветет в июне-августе. Плод- коробочка. Возделывается для получения льняного волокна и семян. Семена используются в медицине. Культивируется в средней полосе европейской части России, Сибири и Скандинавии.

Декоративные культуры Дикорастущие травы Люпин Однолетнее травянистое растение до 60-150 см высотой. Плоды- кожистые бобы. Цветет с июня-июля до поздней осени. Используется в медицине, фармакологии, цветоводстве – как декоративное растение, лесоводстве и др. Растет на лесных опушках, старых пепелищах, заброшенных садовых участках. В России распространен повсеместно.

Декоративные культуры Дикорастущие овощные луковые Лук шнитт Многолетнее травянистое растение 50-60 см высотой. Цветки бледно-розовые или светло-фиолетовые, собраны в густой пучковато-шаровидный зонтик. Семена угловатые, черные. Листья употребляют в пищу в свежем виде или используют как приправа для различных блюд. Выращивается как декоративное растение и медонос. В России растет повсеместно: на лугах, в долинах рек, на каменистых склонах и насыпях.

Декоративные культуры Дикорастущие кустарники плодовые Боярышник Кустарник с плотной округлой кроной. Побеги – с колючками. Цветки белые, иногда розовые или красные, собраны в полузонтики. Цветет в конце мая – начале июня. Плод – мелкое яблоко, большей частью красный. Многие виды – декоративные растения, используются как живая изгородь. Древесина пригодна для мелких поделок, ягоды используются в медицине. Распространен преимущественно в Северной Америке, Евразии.

Декоративные культуры Дикорастущие деревья плодовые Рябина Дерево до 10 м высотой, реже кустарник. Белые многочисленные цветки собраны в густые соцветия. Цветет в мае – начале июня. Соцветия издают сильный специфический запах. Плод- шарообразное ярко-красное сочное яблоко с мелкими семенами, созревает в сентябре, оставаясь на дереве до глубокой зимы. Нектаронос. Плоды применяются в медицине. Широко распространена по всей Европе, Азии и Северной Америке.

Верно! В) Хлопок Ошибка! Ошибка! Ошибка! Б) Одуванчик Г) Клевер А) Грибы Какое из этих растений культурное?

Ошибка! Ошибка! Ошибка! Верно! Г) Овес Б) Рожь В) Ячмень А) Люпин Какое из этих растений дикорастущее?

Ошибка! Ошибка! Ошибка! Верно! Г) Пшеница Б) Редис В) Груша А) Одуванчик Какое из этих растений дикорастущее?

Верно! Ошибка! Ошибка! Ошибка! Г) Горох Б) Вишня А) Гречиха В) Боярышник Какое из этих растений дикорастущее?

Ошибка! Ошибка! Ошибка! А) Свекла В) Тыква Б) Петрушка Верно! Г) Рогоз Какое из этих растений дикорастущее?

Верно! Ошибка! Ошибка! Ошибка! В) Лук шнитт А) Клевер Б) Люпин Г) Астра Какое из этих растений к ультурное?

Ошибка! Верно! Ошибка! Ошибка! А) Боярышник В) Рябина Г) Овсяница Б) Груша Какое из этих растений к ультурное?

Ошибка! Ошибка! Ошибка! Верно! В) Мох А) Хвощ Б) Василек Г) Горчица Какое из этих растений к ультурное?

Ошибка! Ошибка! Верно! Ошибка! Г) Георгин Б) Флокс В) Одуванчик А) Роза Какое из этих растений дикорастущее?

Верно! В) Фасоль Ошибка! Ошибка! Ошибка! А) Подорожник Б) Папоротник Г) Грибы Какое из этих растений культурное?

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира поможет сформировать у учащихся представления о группах растений.

В презентации повторяются вопросы деления растений на группы, значение растений для человека. В доступной форме вводятся понятия дикорастущих и культурных растений.

Конспект урока вместе с презентацией, окружающий мир, 2 класс, Школа России, Плешаков А. А."Дикорастущие и культурные растения".

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1классе на тему "Дикорастущие и культурные растения", где учащиеся научатся отличать дикорастущие растения от культурных, приводить прим.

Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный.

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения", 1 класс. Программа "Перспектива".

Урок окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения" 3 класс Планета Знаний.

Урок разработан по уебник Ивченковой Потапова "Окржабщий мир 3 класс" УМК "Панета знаний"

Тема: Кульурные и дикорастущие растения

Предметная цель: : Формирование умения различать дикорастущие и культурные растения.

Воспитание коллективизма, взаимовыручки, взаимопонимания.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Личностные УУД: Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством разнообразных заданий.

Регулятивные УУД: Учить умению контролировать свою деятельность, умению работать по заданному алгоритму.

Коммуникативные УУД: Формировать умение работать в коллективе.

Познавательные УУД: Учить умению выполнять работу с опорой на схемы, проводить сравнение, классификацию, обобщение

Просмотр содержимого документа
«конспект ур. дик. и кул. раст»

Конспект урока «Дикорастущие и культурные растения» 3кл.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний.

У.-Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на водоросли ,мхи,папоротники, хвойные и цветковые растения. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и слива, крыжовник и ежевика, мать-и-мачеха и помидор?

– У.- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

Д.- Растения кормят человека — яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат, человека —мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.

У.-Растительный мир нашей планеты очень богат. Растения приспособились к жизни в жаре и холоде, их можно увидеть в Арктике, где даже одетый человек мёрзнет, и в пустыне, где дожди – редкость .Кто поливает эти растения, рыхлит почву, подкармливает удобрениями?

Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть расте­ния, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, со­бирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека, сами по себе.

Постановка учебной задачи.

Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

IV . Открытие нового знания.

-У.- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и слива ?

Д.- Общее — деревья, различие — ель растет в лесу, слива — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.

-У.- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор?

Д.- Общее — травяни­стые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.

– У.- На какие же группы можно поделить все растения ?

Д.- Первая группа — растения, которые выращивает специально чело­век; вторая группа — растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоеме.

У.-Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую — дикорастущими растениями.

Включаю презентацию слайд 1 и 2

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василек.

-У.- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:

Читайте также:  Сколько живет денежное дерево дома

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василёк).

– Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

Катя. -К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки,.

В этом желто-зеленом море-

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что хлебу мешают,

Понимаю что сорняки,

Но как поле они украшают,

У.– Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ?

Д.- -Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.

У.- Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками?

Д.- (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

У.- Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки, Про василек народом придумано много песен и легенд. Послушайте одну украинскую легенду.

Анна. -Красивый стройный парень Василёк и русалка полюбили друг друга, но не сложилось у них счастье: Василёк не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесёт его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

В народе говорили, что благодатная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные

Откроем учебники,стр.87 читаем текст,по абзацам.

1.Чем культурные растения отличаются от дикорастущих?(ответы уч-ся)

2.Как люди научились выращивать растения?(ответы уч-ся)

3.Почему растения, выращиваемые человеком, стали урожайнее,чем их дикорастущие предки?

4.Что такое растениеводство?(наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений)

5. Какие отрасли включает современное растениеводство?

Выскажите предположение: какой признак можно выбрать для определения культурного растения? (человек растение

_сажает,ухаживает за ним,убирает урожай,использует его..

Слайд 3.На какие группы можно разделить все растения?

Как думаете,какая отрасль растениеводства включает в себя 2 группы из этой таблицы и какие?(полеводство:зерновые и прядильные)

Рассмотрим эти группы подробнее.

Овощные растения.Большинство этих растений человек выращивает уже несколько тысяч лет.Овощи пришли к нам из Южной Америки, с берегов Средиземного моря и Центральной Азии.В овощах-большое количество витаминов,поэтому они очень полезны.Как правило,все овощи требуют тщательного ухода.

Плодовые .Человек в глубокой древности обратил внимание на деревья ,дававшие сочные и вкусные плоды,которые были богаты полезными веществами.Плодовые деревья выращивают на всей территории нашей страны,во всех природных зонах. Груша теплолюбива,их существует 1500 сортов.Ароматная мякоть груш содержит большое количество сахара и полезных веществ.

Яблоня –наиболее распространенное из наших плодовых деревьев.Это связано с тем,что она способна переносить морозы до 30 градусов.При правильном уходе одно дерево может дать 150-200кг плодов.Известно более 10 000 сортов яблонь.

К плодовым относятся не только фруктовые деревья ,но и кустарники, и травы, дающие нам плоды.

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку, получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения. Сегодня мы вам расскажем всё о хлебе. Приблизительно 17 тыс. лет назад в долине Нила поселились племена, которые начали собирать дикие злаки. Сначала они употребляли в пищу колоски. Позднее стали зёрна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

Ваня -Мучнистые зерна не очень вкусны.

Сырыми их кушать не очень приятно,

Но в зимнее время очень нужны,

И людям всё это было понятно!

Хранить их конечно, было легко.

За хлебным зерном отправлялось всё племя.

Ходить за зерном им пришлось далеко

И тратить на это бесценное время.

Пшеницу растить не умели пока

И землю возделывать тоже не смели.

Считали: растенья подвластны богам,

А спорить с богами они не хотели .

Однажды охотник просыпал зерно,

Упали на землю бесценные зёрна.

И вскоре,частично,оно проросло.

Охотник тот случай запомнил,бесспорно.

У.-Именно так люди научились выращивать хлебные зёрна.

Первоначально человек готовил себе из хлебных зёрен кашу.Затем стали

зёрна предварительно поджаривать для придания им сладковатого вкуса.

Дима.-Раньше многих других видов люди стали выращивать пшеницу. Сейчас ее посевы занимают почти половину земель, отведённых под зерновые культуры. Пшеница бывает яровая и озимая. Яровую высевают весной, а через 3-4 месяца уже собирают урожай. Озимую пшеницу сажают осенью, в сентябре. До заморозков ростки пшеницы прорастают и ждут весну под покровом снега. Рано весной пшеница идет в рост и быстро дает урожай.

Настя .-Культурная рожь произошла от сорняка, встречающегося среди посевов пшеницы. В суровых районах севера пшеница нередко погибала от холода, а рожь выживала. Человек это подметил и стал окультуривать растение. Так из сорняка рожь стала культурным растением. Она может pac ти на любых почвах, хорошо переносит засуху и морозы. Она так же, как и пшеница, бывает яровая и озимая. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб.

Учитель: . Самыми рас­пространенными из прядильных культурных растений являются лен и хлопчатник.

Лена.-Хлопчатник – ценное растение, дающее прекрасное волокно. Хлопчатник любит тепло, влагу. Цветки у этого растения крупные.

Плод – коробочка. Когда плод созревает, его створки раскрывают­ся, и из него выступает белая пушистая волокнистая масса. Это и есть хлопковое волокно, хлопок. На фабриках хлопок обрабатыва­ют, прядут из него нити, а затем производят ткани. Семена хлоп­чатника дают масло, которое идет на производство маргарина.

В старину на Руси любили загадывать загадку: «Голову едят, тело бросают, а кожу носят. Что это?» Попробуем разгадать загад­ку с конца.

В русских деревнях изготовляли нарядное полотно – батист. Оно было мягкое, тонкое и блестящее. Издавна славились и рус­ские кружева – легкие, воздушные, словно сплетенные из паутинок. Эти ткани и кружева не желтели со временем, как другие тка­ни, а становились еще более шелковистыми.Все они изготовлялись из одного и того же растения – льна. Это и есть ответ на последнюю часть загадки: «Кожу носят». Кожи у льна нет. Так в загадке называются длинные и прочные пучки волокон, расположенных под наружным слоем стебля. Волокна отделяют от стебля, из них делают ткани, а стебель выбрасывают в отходы. Это отгадка второй части загадки; «Тело бросают».

Что же обозначает начало загадки: «Голову едят»? Когда лен поспевает, на верхушках стеблей вырастают плоды – коробочки, в которых находятся семена. Раньше эти семена ели, как сейчас гры­зут семечки. Потом из семечек научились отжимать масло, кото­рое шло в пищу.

Хлопок и лён – очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца .

Декоративные растения-это цветы.Их выращивают на клумбах для красоты.Цветы всегда привлекали человека своей красотой и ароматом.Учёные и путешественники ,бывая в разных странах, привозили к себе на родину различные диковинные растения и разводили их.Чтобы выращивать декоративные растения, надо знать не только их декоративные свойства,но и условия,необходимые для хорошего роста цветов.

Откройте тетради на стр.36 и прочитайте задание № .86 кому понятно ,что нужно делать? Выполняйте.

Проверка. Капуста, картофель, свёкла, слива,кабачки –это культурные растения.

Как думаете ,какие из растений (культурные или дикорастущие) более устойчивы к изменениям в окружающей среде?

Рефлексия учебной деятельности.

1.На уроке я узнал….

Дом .зад.:уч.стр.87(пересказ),стр.88 для любознательных-прочитать и выполнить 2 задание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector