Содержание
- 1 Тема. Компоненты растительной клетки
- 1.1 Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного ( Mníumcuspidátum Hedw. ) (Рис. 1).
- 1.2 Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной – S órbus aucupária L. , л андыша майского – Convallária majális L. ( рис . 2).
- 1.3 Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля ( Sol á num tuber ó sum L . ) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б) .
- 1.4 Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой ( Tr í ticum d ú rum Desf . ).
- 1.5 Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного ( Heli á nthus tuber ó sus L . ) (рис. 5).
- 1.6 Работа 6. Состав клеточного сока
- 1.7 Работа 7. Строение клеточной стенки (рис. 9) .
- 1.8 Работа 8. Видоизменения клеточной стенки.
- 1.9 Работа 9 Митоз в клетках кончика корня Лука репчатого ( Á llium c é pa L . ) (рис. 10)
Название | Министерство сельского хозяйства российской федерации |
Анкор | Rabochaya_tetrad_Botanika-2014-1.doc |
Дата | 04.05.2017 |
Размер | 14.47 Mb. |
Формат файла | ![]() |
Имя файла | Rabochaya_tetrad_Botanika-2014-1.doc |
Тип | Документы #6844 |
страница | 1 из 8 |
Подборка по базе: Военно-морской флот Российской Федерации.pptx, Копия Горная промышленность в системе народного хозяйства страны, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерац (1), МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.do, Курганская М. Я. Автореферат ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИ, Презентация на тему Министерство финансов по ап.pptx, Министерство образования и науки Российской Федерации.docx, _$Б ГБПОУ Политехнический колледж городского хозяйства.docx, День Государственного флага Российской Федерации.docx, МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИроссийский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева (ФГБОУ ВПО ргау – МСХА имени К.А. Тимирязева ) Рабочая тетрадь Ф.И.О. студента _________________________________________________ Преподаватель(и) 1 семестр __________________________________________ __________________________________________ Москва 2014 |
раздел | дата | оценка | преподаватель |
1. Цитология | |||
2. Гистология | |||
3. Морфология и анатомия вегетативных органов | |||
4. Размножение | |||
5. Низшие ра стения | |||
6. Высшие сп оровые растения | |||
7. Голосеменные ра стения | |||
8. Систематика цветковых ра стений |
Раздел 1. Цитология
Тема. Компоненты растительной клетки |
|
Дата : «___» ____________ 201___
Работа 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного ( Mníumcuspidátum Hedw. ) (Рис. 1).Рис. 1. Клетки "листа" мха Мния остроконечного – Mníumcuspidátum Hedw. Паренхимная ( ) и прозенхимная ( ) клетки. Раскрасьте и обозначьте: 1 – клеточные стенки, 2 – хлоропласты 10 |
Дата : «___» ____________ 201___
Работа 2. Хромопласты в клетках мякоти плодов Рябины обыкновенной – S órbus aucupária L. , л андыша майского – Convallária majális L. ( рис . 2). Раскрасьте и обозначьте: 1 – стенка клетки, 2 – вакуоль, 3 – цитоплазма, 4 – хромопласты |
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 3. Крахмальные зерна (лейкопласты с крахмалом) вторичного запасного крахмала клубня картофеля ( Sol á num tuber ó sum L . ) (рис. 3а) и Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени (рис. 3б) .
Обозначьте типы крахмальных зерен.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
А. Крахмальные зерна из клеток клубня картофеля – Solánumtuberósum L.
Рис. 3а. Крахмальные зерна (кз)
1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,
4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 – центр крахмалообразования (хилум)


Zéa máysL.
Tríticum aéstivum L.
Secále cereale L.
Phaséolus vulgáris L.





AvénasatívaL.
OrýsasatívaL.
esculéntum Moench
Б. Крахмальные зерна из клеток эндосперма и зародыша семени
Рис. 3б. Крахмальные зерна (кз)
1- простые эксцентрические кз, 2- простые концентрические кз, 3 – полусложные кз,
4 – сложные кз, 5 – слои крахмала, 6 – центр крахмалообразования (хилум)
11
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 4. Запасные вещества в клетках эндосперма зерновки Пшеницы твердой ( Tr í ticum d ú rum Desf . ).
Рис. 4. Алейроновые (протеиновые) и крахмальные зёрна на поперечном срезе зерновки п шеницы твёрдой – Tríticumdúrum Desf.
Раскрасьте и обозначьте: 1 – околоплодник, сросшийся с кожурой семени, 2 – эндосперм, 3 – алейроновый слой, 4 – алейроновые зерна, 5 – крахмальные зерна, 6 – клетки крахмалистой части эндосперма
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 5. Запасной полисахарид-инулин в клетках клубня земляной груши – топинамбура, Подсолнечника клубненосного ( Heli á nthus tuber ó sus L . ) (рис. 5).
![]() |
Рис. 5. Сферокристалл в клетках Подсолнечника клубненосного, топинáмбура, Heliánthustuberósus L.
Раскрасьте и обозначьте: 1 – клетки клубня, 2 – сферокристаллы
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 6. Состав клеточного сока
1. В пробирку с отваром листьев растения, содержащего антоциан, добавляем слабый раствор уксусной кислоты (рис. 6.1);
2. В пробирке отвар листьев растения, содержащего антоциан, с очень слабым раствором щелочи (рис. 6.2);
3. Пробирка с отваром листьев растения, содержащего антоциан, (контроль – нейтральная среда) (рис. 6.3).
Раскрасить результаты реакции:
![]() |
1

2

3
(раствор кислый)
(раствор щелочной)
(нейтральная среда) нейтральный раствор
Рис. 6. Результаты реакции.
Отвар листьев растения _____________________________________,
4. В пробирке отвар растения, содержащего дубильные вещества (рис. 7).
Рис. 7. Результаты реакции с хлорным железом (FeCI3).
Отвар ______________________ растения ________________________________, содержащего дубильные вещества
5. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений (рис. 8).
![]() |
![]() |
![]() |
А | Б | В |
Кристаллы в клетках сухой чешуи луковицы лука – Álliumcépa L. | Рафиды в клетках корневища Купены душистой, или лекарственной – Polygonátumodorátum (Mill.) Druce | Друзы в клетках черешка листа Бегонии манжетной – BegóniamanícataBrongn. |
Рис. 8. Кристаллы щавелевокислого кальция в клетках растений:
Раскрасьте и обозначьте: А – одиночные кристаллы, Б – рафиды, В – друзы
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 7. Строение клеточной стенки (рис. 9) .
схема строения пары пор
Рис. 9. Клеточные стенки.
Раскрасьте и обозначьте: 1 – вторичная клеточная стенка, 2 – поровый канал,
3 – первичная клеточная стенка, 4- межклеточное вещество, 5 – замыкающая пленка поры
16
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 8. Видоизменения клеточной стенки.
видоизменения
(суберинизация)
17
Дата: «___» ____________ 201___
Работа 9 Митоз в клетках кончика корня Лука репчатого ( Á llium c é pa L . ) (рис. 10)
Найдите на препаратах и рисунках и подпишите фазы митоза и цитокинез: интерфаза, профаза ранняя, профаза поздняя, метафаза, анафаза, телофаза ранняя, телофаза поздняя, цитокинез.
Основные понятия. Растительные клетки отличаются от клеток других эукариот наличием пластид, жестких полисахаридных клеточных стенок, крупных вакуолей с клеточным соком и отсутствием у большинства центриолей при делении.
Многообразие форм клеток сводят к двум основным типам. Паренхимные клетки – изодиаметрические многогранники; диаметр их примерно одинаков во всех направлениях. Прозенхимные клетки – вытянутые; длинна одного из диаметров в 5. 10. 100. и более раз превышает остальные.
Цитоплазма и ядро составляют живое содержимое клетки – протопласт. В протопласте осуществляются все основные процессы обмена веществ. Клеточная стенка и клеточный сок – производные протопласта, продукт его жизнедеятельности.
Работа 1 Строение клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука репчатого – állium cépa L.
Изготовить временный препарат, сняв пинцетом или препарировальной иглой кожицу с выпуклой стороны сочной чешуи луковицы и поместив на предметное стекло в каплю J+KJ (реактив на белок). Белки цитоплазмы окрасятся в желтый цвет, белки ядра – в тёмно-жёлтый. Накрыть покровным стеклом.
Рассмотреть при малом увеличении участок эпидермы, состоящий из одного слоя клеток с хорошо заметными ядрами.
Перевести микроскоп на большое увеличение и изучить строение клетки. Найти:
– стенки клеток с простыми порами;
– зернистую цитоплазму с ядром;
– одно или несколько ядрышек в ядре;
– вакуоль с клеточным соком.
Зарисовать 1 – 2 клетки и обозначить их основные части (рис. 2).
Рис. 2. Клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука репчатого – állium cépa L.:
А – луковица лука; Б – клетки эпидермы. Цитоплазма, ядро, ядрышко – протопласт; стенка клетки, вакуоль, мембраны – производные протопласта
Тема Пластиды
Для высших растений характерны три типа пластид. В них происходит первичный и вторичный синтез углеводов. По окраске различают: зелёные – хлоропласты, органеллы фотосинтеза, жёлто-оранжевые и красные – хромопласты, окрашивающие лепестки цветков и плоды и бесцветные – лейкопласты, в которых накапливаются запасные питательные вещества (в основном крахмал).
Обычно в клетке встречается только один тип пластид. Световой микроскоп не позволяет рассмотреть сложную мембранную структуру пластид.
Работа 2 Хлоропласты в клетках листа мха мния остроконечного – Mníum cuspidátum Hedw. Формы клеток
Изготовить временный препарат. В каплю воды на предметном стекле поместить лист мха и накрыть покровным стеклом.
При малом увеличении рассмотреть форму клеток листа. Большая часть листа состоит из паренхимных клеток, по краю листа и его срединной жилке располагаются прозенхимные клетки.
Рассмотреть в цитоплазме хлоропласты при малом и большом увеличении. Подсчитать число хлоропластов в клетке. Ядра в этих клетках почти не заметны, т.к. бесцветные ядра замаскированы зелёными хлоропластами.
Зарисовать паренхимную и прозенхимную клетки с хлоропластами (рис. 3).
Рис. 3. Прозенхимные и паренхимные клетки листа мха мния остроконечного – Mníum cuspidátum Hedw.
Материалы. Побеги мха мниума остроконечного (Mnium cuspidatum), сочная чешуя луковицы лука репчатого (Allium cepa); раствор йода в йодистом калии.
Во взрослой растительной клетке различают три основные части: оболочку, протопласт (живое содержимое) и вакуоль. Сложная организация процессов жизнедеятельности возможна благодаря специализированным структурным элементам – органеллам, выполняющим различные функции. Это ядро, пластиды, митохондрии, эндоплазматический ретикулум, рибосомы, аппарат Гольджи и др. Органеллы погружены в гиалоплазму, которая обеспечивает их взаимодействие. Гиалоплазма с органеллами, за исключением ядра, составляет цитоплазму клетки. Клеточная оболочка, вакуоль и включения являются продуктами жизнедеятельности протопласта, и образуются им на определенных этапах развития клетки.
Задание 1. Рассмотреть разные по форме клетки (паренхимные и прозенхимные) на временном микропрепарате листа мха мниума (Mnium cuspidatum). Сделать рисунок (рис. 8).
Рис. 8. Формы клеток листа мха мниума (Mnium cuspidatum):
1 – прозенхимные, 2 – паренхимные.
Последовательность работы. Пинцетом оторвать лист мха, ополоснуть его, затем поместить в каплю воды и накрыть его покровным стеклом. Пластинка листа в основном состоит из одного слоя округлых клеток – паренхимных. Несколько рядов клеток по краям листа и клетки средней жилки имеют удлиненную форму. Это прозенхимные клетки. Зарисовать часть листа, обозначив прозенхимные и паренхимные клетки.
Задание 2. Приготовить временный микропрепарат эпидермы с выпуклой стороны сочной чешуи лука (Allium cepa) в растворе йода в йодистом калии (рис. 9, А). Рассмотреть при малом и большом увеличениях микроскопа и зарисовать.
Рис. 9. Клетки эпидермы сочной чешуи репчатого лука (Allium cepa):
А – луковица лука; Б – клетки эпидермы; В – отдельная клетка.
1 -оболочка клетки, 2 – цитоплазма, 3 -ядро, 4 – ядрышко, 5 – вакуоль.
Последовательность работы. Основные компоненты клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль) будут видны наиболее четко при окрашивании микропрепарата слабым раствором йода в йодистом калии.
Компоненты клетки, содержащие много белка, окрасятся: цитоплазма – в желтый цвет, а ядро – в бурый. Небелковые соединения останутся бесцветными. При малом увеличении найти и рассмотреть участок из одного слоя клеток без повреждений. Наиболее отчетливо видны оболочки клеток, они образуют как бы сеточку. Оболочка каждой клетки с боков соприкасается с оболочками соседних клеток. Зарисовать несколько клеток эпидермы (рис. 9, Б). При большом увеличении микроскопа ознакомиться со строением клетки. В клетке хорошо заметно ядро. Оно обычно прижато к оболочке и несколько сплющено. Если ядро прижато к верхней или нижней стенке клетки, то оно видно как округлое тельце с одним – несколькими ядрышками. Если же оно прижато к боковой стенке, то видно сбоку и заметно, что оно погружено в тонкий слой цитоплазмы. Цитоплазма непрерывным слоем прилегает к оболочке. В центральной части клетки расположена вакуоль с клеточным соком, занимающая большой объем. Зарисовать типичную клетку эпидермы, обозначив основные компоненты: оболочку, ядро и ядрышко, цитоплазму, вакуоль (рис. 9, В).
Контрольные вопросы
1. К каким двум группам можно свести все разнообразие клеток по форме?
2. Каковы характерные особенности строения растительной клетки?
3. Назвать органеллы растительной клетки?
4. В чем заключается различие в понятиях "цитоплазма" и "протопласт"?