Формирование самооценки младших школьников

В статье представлен материал о формировании самооценки младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_samootsenki_mladshih_shkolnikov.docx 21.58 КБ
formirovanie_samootsenki_mladshih_shkolnikov.ppt 588.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование самооценки младших школьников.

Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

1-й уровень наиболее высокий; он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.
2-й уровень – средний; ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.
3-й уровень – низкий; этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека.

Становление самооценки происходит, в основном, в младшем школьном возрасте. Мы попытались разобрать ряд факторов, влияющих на становление самооценки в этом возрасте.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.

Самооценка формируется, прежде всего, под влиянием результатов учебной деятельности. Но оценку этим результатам всегда дают окружающие взрослые – учитель, родители. Вот почему именно их оценка определяет самооценку учащихся начальных классов. Умение объективно оценивать самого себя развивается в процессе общения со взрослыми и со сверстниками.

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль играют оценочные воздействия учителя.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. Такие дети отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Таким детям присуще бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого боятся учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

На протяжении школьного обучения смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь более достоверное представление о самом себе. Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны соответствовать действительным знаниям детей. В оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении, хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка. Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), – это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается. Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания. Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителю надо не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке. Он оценивает только конкретную работу, но не личность, не сравнивает детей между собой, не призывает всех подражать отличникам, ориентирует учеников на индивидуальные достижения — чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности и приоритеты.

У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей – поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. Можно предположить, что для формирования адекватной самооценки учебной деятельности ребенка необходимо наличие у него позитивного эмоционально- ценностного отношения к собственному "Я", что возможно только при соблюдении в отношениях между ребенком и родителями следующих условий:

1) преобладание поощрения над порицанием, содействие развитию инициативы, самостоятельности ребенка, подтверждение веры в силы и возможности ребенка;

2) вовлечение ребенка в жизнь семьи путем расширения круга не только обязанностей, но и прав;

3) в ситуации необходимого порицания оценивание поступка, а не самого ребенка и безусловный отказ от всякого рода уничижительных оценок.

Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Понимаю задание и определяю цель его выполнения. Алгоритм понимания задания:

  • – читаю задание;
  • – представляю результат;
  • – определяю форму выражения результата;
  • – составляю план действий.
Читайте также:  Сосна сорта и виды фото с названием

2. Определяю уровень выполняемого задания в диалоге с учителем: необходимый – соответствие требованиям государственного стандарта, программный – требования программы, максимальный – сверх школьных требований.

3. Разрабатываю в диалоге с учителем критерии правильности выполнения задания, которые можно оформить в виде оценочной шкалы или таблицы

4. Выполняю задание и получаю результат.

5. Сравниваю полученный результат с нормой после выполнения задания.

6. Провожу самооценку полученного результата и выражаю ее в форме символов или оценочной шкалы.

7. Сравниваю конечный результат с целью.

8. Определяю уровень своей успешности и выражаю его в баллах успешности.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме мы составили рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

  • идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
  • не скупиться на похвалу, проявлять эмоциональную поддержку по отношению к детям;
  • формировать самооценку в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
  • задействовать различные источники и механизмы;
  • учитывать принцип меры и принцип системы;
  • обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • проводить с детьми релаксационные игры;
  • предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
  • предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
  • предоставлять детям возможность делать выбор.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого, они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная [11, 88].

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная [8, 71].

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, – постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей.

Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки? На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

В определенном отношении самооценка всегда есть оценка ребенком своих возможностей включения в новый вид деятельности – в новую игру, в процесс общения, в решение учебных задач.

Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и возможности – в соотношении с определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.

Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.

а) Влияние школьной оценки

Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

Читайте также:  Фасады домов камень и дерево

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.

б) Чувство компетентности

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается.

Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания.

Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

в) Влияние семейного воспитания

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей — поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в учебной деятельности. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают «четверку» как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

г) Появление и влияние рефлексии

Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе — более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.

Таким образом, анализ особенностей и факторов становления самооценки у младших школьников позволяет составить рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

  • 1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
  • 2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.
  • 3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
  • 4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
  • 5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
  • 6) Необходимо выполнять работу над ошибками, в которой учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

« Формирование самооценки младших школьников»

Оценочная деятельность занимает ведущее место в формировании познавательного интереса. Она невозможна без формирования самооценки. Пожалуй, самыми важными вопросами в оценочной деятельности являются следующие: что оценивать, как оценивать, для чего оценивать работу ученика на уроке. Самый сложный, наверное, вопрос о том, как оценивать. В своей работе при оценивании я опираюсь следующие принципы:

– любая деятельность ученика по добыванию знаний, а не сам ученик должна быть оценена;

– оценка должна, прежде всего, содержать в себе побуждающие для ученика стимулы, должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться, или желание узнать больше другим, она не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя

– оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим,

– она в первую очередь должна отмечать позитивные изменения, происходящие с данным учащимся,

– каждая оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная; но предшествовать оценке учителя должна оценка самого ученика и его товарищей

– необходимо настраивать ученика на то, оценка – это не самое главное в процессе обучения. Необходимо уже с первых дней ребёнка в школе постоянно способствовать формированию самооценки.

Для начала разберёмся, что такое самооценка, заглянув в толковый словарь

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, профессионализм) . Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе – говорила Натаниель Брандер

Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, сравнивает свои дела и успехи с делами и успехами других людей. Мы с детства учимся оценивать сами себя.

Что же конкретно следует оценивать в учебной деятельности?

На мой взгляд, следует оценивать любую деятельность детей, направленную на добывание знаний и, конечно, успехи каждого ребёнка. Оценочной деятельностью на современном уроке занимается не только учитель. Сравним оценочную деятельность современной школы и традиционной.

В традиционной практике определение оценок и отметок – монополия учителя. Учитель даже на очень хорошем проблемно-диалогическом уроке на этапе контроля сбивается на монолог наставника. Понятно, что в таком случае ученик не овладеет самооценкой никогда. Это противоречит принципу обучения деятельности, так как умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки – неотъемлемый этап любой деятельности. Без них невозможно осознать, достигнут результат или нет и что нужно изменить, чтобы его достичь.

Читайте также:  Часы из осенних листьев своими руками

Современный педагог должен учить деятельности, но не просто действовать, а также ставить цели, определять задачи, этапы деятельности, уметь контролировать и оценивать как свои, так и действия одноклассников. Поэтому в традиционной школе есть недостатки в системе оценивания.

– Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям.
– Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок.
– Традиционное оценивание дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию.

-Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников, что очень важно сейчас.

Для развития самооценки детей важна не отметка, как таковая, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет данная работа. От оценки зависит развитие учебной мотивации школьника.

Осуществляя информационную и регулирующую обратную связь, школьная оценка должна ориентировать ребенка на успех, содействовать развитию его самооценки. Возраст 7 лет – это возраст обобщения переживаний (Л. С. Выготский). Именно в этом возрасте цепь неудач или успехов, как в учебе, так и в широком общении, переживаемых ребенком, приводит к формированию чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

Еще до Великой Отечественной войны выдающийся отечественный психолог Б.А. Ананьев отмечал, что оценка нужна для того, чтобы у ученика сложились умения самооценки.

Уже в первые две недели учебы ребенка в школе, учитель должен предпринять два важных действия: организовать работу по формированию самооценки учащихся и определить разные пространства действий ребенка, способов и средств контроля и оценки на уроке.

При организации работы с самооценкой учащихся необходимо учитывать, что первокласснику свойственно смешивать оцениваемые качества. Например: «Я плохо читаю» значит «Я плохой ученик». Оценка успеваемости в начальной школе, по существу является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка.

Необходимо иметь в виду, что у детей есть свои критерии оценки. В своих исследованиях А.И.Липкина показала: младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от полученного результата. Учащиеся пробуют оценивать, прежде всего, себя и свои действия по критериям, которые либо задал учитель, либо учащиеся выработали их совместно. Учитель и ученики оценивают каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.

Самооценка ученика должна дифференцироваться, т.е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждый из которых имеет свой критерий оценивания.

После самооценки учащегося следует оценка учителя по тем же критериям.

Ребенок начинает видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, и учиться считаться с разными точками зрения на оценку того или иного действия. Совпадение детской и учительской оценки должно в обязательном порядке словесно поощряться.

Таким образом, в результате первых двух недель пребывания в школе учащиеся овладевают основными принципами оценивания.

Таким образом, современная система оценивания сможет позволить следующее

-осуществлять информативную обратную связь, использовать её как средство поощрения, стимулировать умение сосредоточиться на известном,отмечать любые, пусть незначительные успехи каждого ребёнка, давая возможность продвигаться в собственном темпе,

– ориентировать ученика на успех;
– содействовать становлению и развитию самооценки.

В своей работе я использую следующие приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки. На уроках письма после письменной работы с первых дней спрашиваю «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
При написании букв в конце урока предлагаю детям красным карандашом или другим цветом обвести самую правильную и красивую букву, а синим ту, которая не получилась, над самой красивой поставить точку.

Самооценка часто даётся в виде сигнальных карточек разного цвета. Внизу страницы ученики рисуют круги: красный, зелёный, синий. Значения цветов обговариваются заранее. Например, «красный» – всё получилось, «зелёный» – есть недочёты, но старался, «синий» – получилось плохо, не доволен работой. После урока я проверяю работу и оцениваю сама. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя, обязательно спрашиваю, как ты думаешь, почему цвета не совпали. Ребёнок учится находить свои недочёты. В 3-4 классах, где присутствует отметка, ученик оценивает каждый этап письменной работы, причём по заранее выведенным вместе критериям по каждому предмету и выводит средний балл в конце урока. При проверке тетради я, если согласна с отметкой ученика, то обвожу в красный кружок, если нет- то рядом ставлю свою отметку.

На уроках я чаще предпочитаю словесную самооценку: Как ты работал на уроке? – За что ты можешь себя похвалить? – Ты доволен своей работой? Почему? Что не удалось? Почему?

Вопрос «Почему?» в 1 классе вызывает наибольшие затруднения, т.к. требует аргументации, поэтому задавать его следует чаще, учить детей задумываться, выражать свои мысли словами. После самооценки ученика я всегда высказываю своё согласие или несогласие с ним и аргументирую свою позицию. Это помогает формированию адекватной самооценки в 4 классе. На уроках при оценивании стараюсь спрашивать более интересные вопросы: чья работа была сегодня самой интересной, почему, кого ты бы сегодня похвалил, в чём была трудность на уроке, за что ты сегодня похвалишь себя и т д.
В заключении хочется отметить какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения.

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся.

Алгоритм самооценивания (3 класс)

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания (задачи)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Алгоритм самооценивания (4 класс)

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить

Вопросы для самооценивания (4 класс)

-Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что …

-Наиболее трудным мне показалось …

-Я думаю, это потому, что …

-Самым интересным было …

-Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее …

-Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector